Эксклюзив.Развитие ЦПТ с крутонаклонным конвейером в глубоком карьере Мурунтау.
Горнопромышленные ведомости
по материалам компании
Снитка Н.П. - главный инженер Навоийского ГМК,
Шеметов П.А. - советник генерального директора Навоийского ГМК, докт.техн.наук
Увеличение глубины карьеров приводит к росту объемов и дальности транспортирования вскрышных пород и руды. При этом резко обостряются экономические проблемы разработки месторождений, которые на современном этапе развития приобретают особое значение. В настоящее время глубина карьера Мурунтау Навоийского ГМК (Узбекистан), составляет 600м, а перспективная оценивается в 1000м, что еще более обостряет экономические проблемы транспортировки из-за больших расстояний перевозки горной массы. Совершенно очевидно, что при отработке такого карьера наиболее сложным и проблемным становится выбор эффективного вида транспорта, доля которого в себестоимости 1м3 горной массы составляет более 50%.
Инновационное развитие ресурсосберегающей циклично-поточной технологии (ЦПТ) и её влияние в глубоком карьере Мурунтау на снижение затрат, представлено в табл.1.
Таблица 1
Инновационное развитие ресурсосберегающей технологии ЦПТ
и её влияние на экономию средств в карьере Мурунтау
Технологический
процесс
|
Инвестиционный проект
и год внедрения
|
Эффективность
|
Транспортирование горнорудной массы
|
Применение комплекса ЦПТ в составе трех ДПП, одного грохота, двух отвалообразователей и двух конвейерных линий с шириной ленты 2000мм. производительностью 7000 т/ч. (1984г.)
|
Сокращение расстояния транспортирования горной массы автотранспортом на 30-40%, снижение высоты подъема на 50-70%. Увеличение производственной мощности карьера по горной массе на 30%
|
Ввод в эксплуатацию в составе действующего комплекса ЦПТ крутонаклонного конвейера, с высотой подъёма горной массы 30м. производительностью 3460 т/ч. (2007г.)
|
Сокращение расстояние откатки руды автотранспортом на 480м, высоты подъема на 60м. Приобретен опыт работы и отработана технология транспортирования руды на КНК
|
Ввод в эксплуатацию в составе комплекса ЦПТ выносного конвейера с ДПП на базе шнеко-зубчатой дробилки (2009г.)
|
Транспортировка руды из зон интенсивного ведения горных работ карьера Мютенбай и внешних складов. Сокращение расстояние откатки руды на 600м.
|
Ввод в эксплуатацию комплекса ЦПТ-руда с КНК с высотой подъёма горной массы 270м (2011г.)
|
Снижение эксплуатационных расходов на 2,7 млн.долл. в год.
|
Ввод в эксплуатацию на поверхности карьера второго комплекса ЦПТ, состоящего из системы модульных конвейеров с дробилкой на самоходном шасси «Локотрак» (1995г.)
|
Транспортировка забалансовых и бедных руд из зон интенсивного ведения горных работ на участок кучного выщелачивания
|
Определены пути дальнейшего рационального развития внутрикарьерных транспортных коммуникаций, позволяющих перемещать горную массу кратчайшим путем, связанные с реконструкцией глубокого карьера Мурунтау на основе традиционных ленточных конвейеров и крутонаклонного конвейера (КНК-270) с высотой подъема горнорудной массы 270м. Комплекс ЦПТ-руда с КНК-270 введен в эксплуатацию в марте 2011г. и с 2013г. возьмет на себя перемещение на борт карьера до 45% товарной руды для перегруза её в железнодорожные думпкары с целью дальнейшего транспортирования на гидрометаллургический завод для переработки.
Основные технические характеристики КНК-270 следующие: эксплуатационная производительность 14,0 млн.т/год; длина КНК (в т.ч. наклонной части) 960 (483) м; высота подъема горнорудной массы 270 м; ширина ленты 2 м; Скорость движения лент конвейера 3,15 м/с; угол наклонной части конвейера 37 град., общая протяженность транспортирования-1285 м; емкость загрузочного бункера ДПП - до 300 т.
Основу комплекса ЦПТ-руда представляет двухленточный крутонаклонный конвейер типа «сэндвич», связывающий полустационарный дробильно-перегрузочный пункт (ДПП) размещенный на целике с откосом 450...500 на гор.+285...+300м., смонтированный в карьере, с расположенным на его поверхности складским конвейером, транспортирующим руду на гор.+555м. на промежуточный склад или в железнодорожные думпкары. Схема КНК и его параметры увязаны с профилем северо-восточного борта карьера и размещением на его поверхности склада руды.
С начала эксплуатации (с 17 марта 2011г.по 31июля 2012г.) через комплекс ЦПТ - руда с КНК-270 отгружено около 12,5млн.т горной массы. Максимальная достигнутая производительность 1 млн.40 тыс.т/мес. За первое полугодие 2012г. аварийные простои по оборудованию комплекса ЦПТ-руда составили 42,2% в том числе: ДПП-37,3%; КНК- 2,1%; конвейеру складскому (КС-3500) - 0,2%; погрузчику- штабелеукладчику (ПШС-3500) - 2,6%.
Механические; электрические; технологические и простои компьютеризированной системы управления составляют соответственно -7,0%; 3,0%; 30,7%; 1,5%. Отсюда видно, что при эксплуатации комплекса ЦПТ-руда с КНК имеются значительные резервы, так технологические простои составляют 30,7% от рабочего времени и в настоящее время ведется работа по их снижению. Идет совершенствование и модернизация комплекса ЦПТ-руда с КНК-270.
Выполнена отладка автоматики, программного обеспечения и коррекции синхронности работы прижимной и грузонесущей ленты. Организована транспортная связь северного борта с концентрационным горизонтом КНК-270. Организован буферный склад в непосредственной близости от ДПП.
Для повышения эффективности работы комплекса ЦПТ-руда, в текущем году организована выдача из экскаваторных забоев северного и юго-восточного борта карьера Мурунтау на ДПП КНК-270 вскрышных пород и руды. Для исключения применения автотранспорта в технологической схеме разгрузки породного штабеля реализована схема перегрузки скальной породы с ПШС-3500 в приемный бункер нового отвального конвейера и организация её доставки непосредственно в отвал.
Для съема горной массы с отвального конвейера и её перемещение в отвал предусмотрено применение передвижных забойных конвейеров типа «Моболинк» в количестве 3 единиц. На ДПП реконструирован приемный бункер и колосниковый грохот, установлены модернизированные шнеки на дробилке собственного производства. На КНК реконструировано натяжение грузонесущей конвейерной ленты и узел перегрузки горной массы. На КС-3500 усилены металлоконструкции приводной станции, установлены защитные и очистительные устройства на концевом и приводном барабанах.
На ПШС-3500 реконструирован узел перегрузки и оптимизирована конструкция футеровок в бункере. Проводится отладка схем подачи руды КНК-270 в железнодорожные думпкары и выход на проектную мощность планируется осуществить в течение года.
Все работы, связанные с выбором положения трассы под строительство КНК-270, оценки устойчивости борта в зоне расположения крутонаклонного конвейера, теоретические расчеты, обоснования параметров и технических характеристик КНК выполнены специалистами Институтов «Узгеорангметлити» (Узбекистан), ВНИПИПТ (Россия), УкрНИИпроекта (Украина).
Проект комплекса ЦПТ-руда выполнен институтом «УкрНИИпроект» при содействии проектного института «Узгеорангметлити». Разработка и изготовление основного технологического оборудования выполнена специалистами ЗАО Новокрамоторский машиностроительный завод (Украина). Компьютерная система управления АСУ создана усилиями компаний «Констара» (Украина), «SC Krona» (Латвия) и института «УкрНИИпроект».
Ввод КНК-270 в эксплуатацию на карьере Мурунтау позволил сократить расстояние транспортирования горнорудной массы автомобильным транспортом в среднем на 3,5км, высоты подъёма на 285-320м. Как показывает практика работы карьера Мурунтау применение комплекса ЦПТ - руда с КНК-270 дает возможность повысить производительность автосамосвалов на 30%, сократить годовой пробег машин на 30,4%, количество водителей и ремонтников - на 27,2%, расход горюче-смазочных материалов - на 37%.
Таким образом, для Навоийского ГМК дальнейшее развитие отрытых горных работ связано с применением крутонаклонного конвейера в составе ЦПТ и является практически единственным экономически эффективным решением в глубоком карьере Мурунтау.
По материалам сайта: http://www.miningexpo.ru/